Выжил благодаря искусству.

30 октября наша страна отмечает День памяти жертв политических репрессий. Этот день посвящён событиям, которые невозможно вычеркнуть из истории страны, потому что они касаются многих российских семей. Об одной из них мы расскажем сегодня. Семья Морозовых, которая в 1932 году в числе раскулаченных была выслана в Котлас. В их истории смешалось всё – и страшная Макариха, и голод детского дома, и война. Но талант художника, внезапно проявившийся у Александра Морозова, помог ему не только выжить, но и стать выдающимся мастером.

 

А вот здесь мог быть захоронен мой отец, Морозов Александр Григорьевич, сын русского крестьянина.

 

Валерий Морозов в Котлас в последние годы приезжает часто. Едет издалека, из Астрахани. И сразу сюда, на Макариху. Где-то здесь, в этой многострадальной земле, и его предки.

 

Семья Морозовых была раскулачена в 1932 году. Отец Валерия, Александр Морозов, был привезён в Котлас ребёнком. Позже свою историю он во всех деталях расскажет сыну.

 

Валерий Морозов

Сын Александра Морозова

-Выгнали, их посадили на телегу, взрослые шли рядом, несколько семей, на железнодорожную станцию. И загнали их в вагоны-телятники. Красные вагоны, где не было никаких условий, чисто на пол. И привезли их на станцию Котлас. И тут, как отец пишет, пошли уже в лесок, вот в эту Макариху.

 

И в этой Макарихе, в наскоро сколоченных деревянных бараках, жили, или, точнее, выживали, у кого на сколько хватало сил. Отец и мать умерли от болезней. Четырёхлетний Александр оказался в детском доме в Сольвычегодске. Валерий Морозов вспоминает – его отец так никогда и не узнал точно, откуда он родом. С раннего беззаботного детства остались лишь обрывочные воспоминания.

 

Валерий Морозов

Была семья русских крестьян-середняков, отец сеял-пахал, выращивал пшеницу даже. По некоторым данным, он что-то давал отцу сладкое, чистил. Спецпереселенцы взрослые в посёлке Харитоново в 41-42 году, когда отец рассказывал, говорят: «О, парень, это ты с юга раскулаченный. Это, скорее всего, был сахарный тростник».

 

Детский дом в Сольвычегодске. Здесь Александр Морозов вместе с такими же, как он, сиротами, пережил страшнейшую голодовку.

 

Валерий Морозов

Сын Александра Морозова

-Они лазили по полу, один из домов купца Хаминова был знаменитый, собирали крошки. И собирали с печки мел, ели. Чтобы хоть что-то.

 

Удивительно, но именно в детском доме, среди лишений и тягот, проявился талант Александра Морозова. Воображение маленького мальчика будоражило всё в старинном Сольвычегодске – архитектура, изразцы, резные наличники на окнах и узоры на дореволюционном линолеуме.

 

-Он всё время вспоминал о Сольвычегодске. Строгановский собор, как их туда водили, как он увидел эту красоту. Просто взял карандаши и начал срисовывать. С журналов, природу. Все удивлялись.

 

Когда началась война, некоторых ребят из детдома направили работать в посёлок Харитоново.  Александр Морозов трудится в депо лекальщиком. Потом в Сыктывкаре на кожзаводе. А затем с другом они решают   бежать на фронт.

 

Валерий  Морозов

Бежать как? Под фамилией – враг народа. Спецпереселенцы приравнивались к врагам народа, было тяжело. Человек был уникальный, рисовал, поэтому он сам себе нарисовал справку с другой фамилией – Шевляков Александр Григорьевич. И даже смог изготовить какую-то печать. И эту справку несколько раз проверяли. И эта справка, как сейчас говорят, проканывала.

 

Беглецы добрались до Киева. Вот только на фронт ребят не взяли, сильно молоды. А вскоре был уже и День Победы. Его Александр Морозов встретил в Киеве. Потом судьба забросила его в Грузию. Талантливого юношу кормили руки. Он клал печи, булыжные мостовые. Начал заниматься альфрейной росписью.  Это узоры и орнаменты, которые выполняются на сырой штукатурке. Грузия в то время восстанавливалась после войны. Реставрировались и возводились новые здания. На таких стройках Александр Морозов и отточил свой художественный талант.  В 1964 году он переехал в Астрахань. Там появилась и семья. У него, человека, окончившего 5 классов, порядка семи специальностей – маляр-альфрейщик 7-го разряда, художник-декоратор, позолотчик, резчик по дереву, обивщик. Он декорировал общественные здания и брал частные заказы. Много рисовал. В карандашах и красках, на холсте, бумаге и даже шёлке.  Александр Морозов прожил 92 года. До 83-х трудился. Художник очень хотел сам приехать на Сольвычегодскую и Котласскую землю. Но не успел, он всегда был занят работой. Сейчас мечту своего отца осуществляет Валерий Морозов. Он очень хочет, чтобы здесь была постоянная выставка работ его отца.

 

Валерий Морозов

Сын Александра Морозова

-Я это начал в 2021 году. Побывал сначала в Сольвычегодске. А так как Сольвычегодск город маленький, и чтобы люди ходили на выставку, это проблематично. И в 22-м я уже приехал и обратился в Котласский краеведческий музей Я хочу, чтобы осталась память на Русском севере. Потому что он всегда вспоминал Солдьвычегодск. То, что он тут начинал творить.

 

А пока из Астрахани Валерий Морозов везёт в Котлас целые чемоданы. В которых картины, наброски, резьба по дереву, эскизы мебели и замысловатые миниатюры. Всё это работы его отца. Несколько выставок талантливого самородка уже состоялись в школах города, в школе искусств «Гамме». Юные художники не только могут увидеть каждый штрих и мазок. Ещё ценнее — удивительный рассказ. О человеке, поборовшем все тяготы жизни репрессированного. Познавшем сиротство, голод и войну. Но не утратившем веру в красоту и великую силу искусства.