Уникальная находка.

Минувшей зимой в районе деревни Пускино Котласского округа была обнаружена рассолоподъемная труба 16 века постройки. Это открытие стало сенсацией в ученых кругах. Не менее сенсационным получилось продолжение истории. За считанные часы до ледохода трубу смогли достать и тем самым спасти ее от разрушения. Сегодня старинное сооружение перевезли в Сольвычегодский историко-художественный музей заповедник. Уникальная находка станет жемчужиной музейной коллекции.

 

Алла Лайкова

корреспондент

История с уникальным археологическим открытием в Котласском округе получила продолжение.  Напомню, после обрушения берега Северной Двины, минувшей зимой вот в этом месте была обнаружена солевая труба 16 века постройки.

 

В 16 веке в районе Пускино близ Соленого озера стоял солевой завод. С помощью этой трубы насосами выкачивали соленую воду, которая поступала в варницы. Подобных конструкций, доживших до наших дней, в стране единицы. Находка имеет огромную ценность. Поэтому перед археологами встала задача, любой ценой сохранить трубу, пять веков находившуюся на берегу Северной Двины. Сроки поджимали. Ледоход мог разрушить сооружение.

 

Мария Ворожейкина

археолог, г. Москва

Ее бы снесло льдом, как уже есть печальный пример, рядом похожая конструкция.  Которая тоже здесь стояла, и ей повезло меньше, чем нашей. Ее сломало льдом. И вся информация, которую она могла бы рассказать, была бы утрачена. Поэтому была задача спасти и саму конструкцию, чтобы ее отреставрировать. И собрать информацию, которую она содержит, пока стоит на месте.

 

Три недели назад специалисты начали масштабную операцию по извлечению конструкции. Сначала максимально изучили ее на берегу –измеряли, делали чертежи деталей, и 3-D модель конструкции, маркировали и нумеровали элементы. И, когда стало понятно, что река вот- вот вскроется – извлекли трубу из земли. Работать пришлось оперативно, в ночи.

 

Самое необычное, что операция по подъему трубы у нас получилась в ночное время. Причем, с пятницы на субботу. Это предавало особый оттенок происходящему. Потому что нельзя было ждать. Свободной техники не было, нам предложили – может в субботу, воскресенье, ну в понедельник точно дадим. А вода начала подниматься, и мы побоялись и правильно, потому что в субботу уже нашей трубы бы не было.

 

Вот так съедает берег и так съело бы трубу, если бы мы ее не достали.

 

Вообще, в этой истории обстоятельства складывались удивительным образом. Как – будто высшие силы помогали сохранить в Котласском округе уникальную ценность. Помогали и люди, понимая, находка- глобальных масштабов. Одни предоставили технику, чтобы достать трубу. Другие сколотили ящики для ее транспортировки. Не было проблем с рабочими руками и даже дорогу к этому месту привели в проезжее состояние.

 

Алексей Бильчук

председатель собрания депутатом Котласского округа

К кому бы мы не обращались, все шли на встречу, не требовали денег и финансов, понимая, что это часть нашей истории. Хотелось бы поблагодарить мастера 6-го участка, который предоставил технику, чтобы мы достали эту трубу. Предприниматель Чупраков предоставил стройматериалы и технику. Администрация Котласского округа, всегда шла на встречу.

 

Московский археолог Мария Ворожейкина считает эту трубу одной из масштабных находок в своей многолетней практике. Когда конструкцию подняли наверх, выяснилось, что она не двухколонная, как большинство ее сестер, а имеет три колонны – это говорит о том, что в нашей местности пять веков назад велось сверхглубокое бурение. А еще, возможно, эта труба поможет разрешить извечный спор ученых.

 

Мария Ворожейкина

археолог, г. Москва

Есть две теории, согласно одной — это настолько редкое ремесло, что была только одна бригада, где наследовалось мастерство от отцов к сыновьям и эта бригада ездила по всему северу, ставила трубы. Есть другая теория, согласно которой в каждой местности были свои мастера. И похоже, что это местная школа. Потому что тотемские трубы другие, в Неноксе труба тоже совсем другая.

 

Сразу после извлечения, элементы трубы были завернуты в пленку. Чтобы дерево, много веков пролежавшее в земле и воде, не рассыпалось на воздухе. Ну а транспортировали трубу, обложив сеном, чтобы ее части, не дай Бог, не повредились о стенки ящиков.

Сегодня рассолоподъемную трубу перевезли в Сольвычегодский историко-художественный музей- заповедник. Уникальная находка, рассказывающая о солеварении на Русском Севере, станет жемчужиной музейной коллекции.

 

Алексей Бильчук

председатель собрания депутатом Котласского округа

Мы знаем Строгановых, мы о них, когда говорим, да они были солепромышленниками, занимались солью. И то, что мы видим, как результаты их деятельности – это храмы, которые сохранились в Сольвычегодске, коллекции иконописи, золотого шитья. Но мы сейчас увидели орудие производства, которым они делали и которым добывалась соль – эту рассолоподъемную трубу. Так получилось, что в коллекции сольвычегодского музея нет предметов, связанных именно с производством. И эта первая рассолоподъемная труба.

 

Но прежде, чем конструкцию, как экспонат, увидят люди, может пройти не один год. Сначала трубу нужно законсервировать и отреставрировать.

 

Павел Зарайченко

научный сотрудник Сольвычегодского музея – заповедника

 Ящики, которые мы видим, в них планируется сделать типа аквариумы, заполнить водой и там что-то герметичное расстелить. И в этой воде с борной кислотой все эти конструкции должны пролежать какое-то время для дальнейшей обработки. 

 

Эту уникальную находку специалисты будут изучать еще долго. И, возможно, она откроет еще немало тайн в истории солеварения в наших краях.