Памяти художника.

В Котласском музее открылась выставка памяти Юрия Ивановича Чиркова. В небольшом зале – пастель, привезенная из Вьетнама, макет дома-мастерской в Савватии, значки с символами Котласа, газетные публикации о художнике и его картины.

Юрий Иванович Чирков – художник, для которого наш город стал близким и родным. Именно Котлас он воспевал в своих картинах. В краеведческом музее открылась выставка его памяти. Но прежде чем познакомиться с ее экспонатами, для всех присутствующих буквально оживают архивные черно-белые снимки. Этот молодой улыбчивый парень с кистью в руках – и есть Юрий Чирков.

 

Эдуард Авилкин

Начальник управления по социальным вопросам городской администрации

Юрия Ивановича я вижу впервые без бороды. Посмотрите, какой был красавец-мужчина. Думаю, не одно женское сердце было разбито. Насколько ярко, красиво человек прожил свою жизнь. Сколько у него учеников. А учитель будет жить всегда в сердцах своих учеников. 

 

Родом Юрий Чирков из Ленинграда. Когда ему не было и года, вместе с матерью его эвакуировали в Котлас. Здесь он прожил всю жизнь. Обратно в Санкт-Петербург уехал пять лет назад – жил рядом с детьми. Друзья провожали его под марш «Прощание Славянки».

 

Он много сделал для города.  Юрий Иванович Чирков – автор герба города Котласа и соавтор герба Котласского района. По его разработкам выполнены памятные значки к 500-летию Сольвычегодска и 25-летию газовой компрессорной станции в Приводино. Стоял у истоков создания Котласского объединения художников, шесть лет был его председателем. Оформил и проиллюстрировал более 30 книг местных авторов.

 

Андрей Слибо

Художник

Хорошо, что в музее хранится его коллекция графики. Это история города, который строился и как он развивался. Дорогого стоит, что эта история есть в музее. Она останется вечно.

 

Открытие выставки памяти Юрия Чиркова проходило в узком кругу друзей. Много говорили о юморе и таланте рассказчика-Чиркова: одну и ту же байку он мог рассказывать несколько раз. Никто не останавливал, ведь слушать его – одно удовольствие. Вспоминали о моментах знакомства, о дружбе, пронесенной через всю жизнь, о последних днях его жизни.

 

Александр Степанов

Друг Юрия Чиркова

Я с ним познакомился еще тогда, когда работал просто преподавателем в старой школе за мостом. Там был задник в небольшом зале. Он его расписывал. И с тех пор на протяжении нескольких десятилетий была тесная дружба. Я у него был три или четыре раза в Санкт-Петербурге в квартире, где он жил. Добраться в нее было сложно: сначала на одном лифте, потом – на другом. Жил он очень высоко, чуть ли не на 20 этаже. Но вид там, конечно, классный был. 

 

Друзья отмечают – в последние время Юрий Иванович практически не писал картины. Тосковал по Котласу.

 

Александр Степанов

Друг Юрия Чиркова

Творчеством он занимался мало.  Я говорил: ну напиши чего-нибудь, ты же уже отдохнул. А у него мысли тут остались, душа. 

 

Семен Слибо

художник

 Он не рисовал. Атмосфера не та, хотя он обустроил свою квартиру похоже на то, что у него было в Котласе.  Творческую атмосферу создал, но художника забрали из его стихии. Он все время был поэтом Котласа, и ему не о чем было говорить, находясь там. 

 

Выставка получилась маленькая, но, как отмечают организаторы, весьма вместительная. Тут личные предметы художника, его картины, типографские клише по его эскизам, книги с иллюстрациями художника, морские пейзажи – он был влюблен в море. Срочную службу проходил в суровом Баренцевом море, бороздил просторы Севера на подлодке. И будучи в армии, рисовал много, взапой.

 

Среди картин на выставке есть и портрет Юрия Ивановича, датированный этим годом. Это его последний прижизненный портрет. Он принадлежит кисти Семена Слибо.

 

Семен Слибо

художник

Это не первый его портрет, который я рисовал. Зимой 2023 года я приезжал на сессию в Питер, как обычно заходил к Юрию Ивановичу. У меня было задание на сессию – нарисовать портрет. Он согласился попозировать, хотя был не в самом расцвете своих сил. Это последний его портрет при жизни. 

 

Юрий Иванович ушел из жизни в возрасте 82 лет в этом году. Его полотна украшают немало музейных и частных собраний как в России, так и за рубежом.