Между небом и землей.


«Она начала рожать прямо в самолёте, пришлось разворачивать», «Один двигатель горит, долетим на двух оставшихся». Сегодня, в день работника гражданской авиации, мы расскажем истории котласских авиадиспетчеров, на плечах которых лежит одна из самых ответственных работ в мире – безопасность полётов и жизни тысяч человек, находящихся на бортах воздушных судов.

 

 

Юрий Швецов

председатель котласского профсоюза диспетчеров

В Котласе диспетчерами трудятся порядка сорока человек. Они следят за безопасностью в небе, часто в ясный день поднимая голову увидеть самолёты, которые летят с запада на восток, с востока на запад, и мы следим, чтобы они безопасно пролетели через наше воздушное пространство. Чтобы не было никаких ситуаций. Кроме того, диспетчера, которые находятся на вышке, они следят за тем, чтобы самолёты взлетали с земли безопасно и безопасно садились. Т.е. жизни пассажиров ничего не угрожало.

 

Евгений Ежов

ветеран гражданской авиации

Самое удивительное в авиации, диспетчер и пилот, мы верим всё время на слово. Т.е. что говорит пилот и что говорит диспетчер – оно неприкасаемое и не обсуждается.

 

Анатолий Посуховский

ветеран гражданской авиации

Хах, ребята. Так могу сказать, как между небом и землёй. Сейчас такое оборудование стоит, не надо думать. Тогда самолётов движение было большое. Метка идёт, на локаторе вот такая маленькая точка. Вот скажем, идут попутно два самолёта. Какой-то просит борт, ты же не видишь, какой просит снижение. Ты думаешь: а кто? Приходилось говорить, там роза есть такая, «выключите розу», метка пропала. Значит, вот этот. Значит, он просил. А сейчас что, сейчас вон на экране всё есть.

Два экипажа нас там было. Правительство вывозили, разное оборудование. Мы же были на самолётах АН-2. Боевых действий никаких не делали. Ну а там военные действия шли.  А потом вернулся.  А в 1968 году прибыл работать в Котлас, на должность руководителя полётов. И так отработал до 1997 года.

 

Анатолий Посуховский

ветеран гражданской авиации

Да, в стекло прям, лобовое стекло вымял. Мы ждём, ждём на локаторе его. Что-то он так долго, медленно идёт. И вот это время он летел без переднего стекла, ИЛ-14.  А куда же ему деваться, он же летит. Ну так, а что? Ну они сделали скорость меньше, была где-то 320 км\ч, они сделали 150 км\ч, может поменьше.  Посмотрели, ребята, страшно это было. Экипаж, рубашки, голова в крови.

 

Евгений Ежов

ветеран гражданской авиации

Диспетчер должен всегда быть готов помочь экипажу. Ну естественно, когда стали руководить международным воздушным пространством, стали все изучать английский язык. Т.е. сейчас диспетчер без английского языка – это уже не диспетчер. 70% радиообмена идёт на английском языке.

 

Юрий Швецов

председатель котласского профсоюза диспетчеров

Интенсивность полётов в Котласе одна из самых больших в стране. Достаточно большая, мы находимся в первой десятке точно. И самолёты – из Парижа в Гонконг, из Токио во Франкфурт, из Нью-Йорка куда-нибудь в Дели. Вот все эти полёты мы обслуживаем. 200, 300 самолётов в день пролетает над нами.

 

 

Юрий Швецов

председатель котласского профсоюза диспетчеров

Иногда работу диспетчера сравнивают с инспектором по безопасности дорожного движения. Мы, как и инспекторы, отвечаем за безопасность воздушного движения. И это очень важно, потому что воздушные суда стоят дорого, новый Боинг стоит порядка 200 миллионов долларов. Плюс он везёт триста пассажиров, жизнь которых вообще бесценна. Поэтому мера ответственности каждого диспетчера очень высока.

 

Евгений Ежов

ветеран гражданской авиации

Когда ещё я работал диспетчером, случай был. ЯК-40 летел с Котласа в Архангельск. И в районе Тоймы у него загорелся двигатель. Он над Тоймой развернулся, у нас были аварийно-спасательные службы, тут было всё подготовлено. Нормально сел, пассажиры не пострадали. У него сколько двигателей всего было? Три. Вот он стоит. На двух долетел. Случаев много, были и роды в воздухе.  А что за случай? У нас ближайший аэродром, который принимает большие воздушные суда, это Сыктывкар. В тот случай он просто принял решение идти на Сыктывкар. Соответственно, 220 километров. Он благополучно в Сыктывкаре сел, женщина родила.

 

Юрий Швецов

председатель котласского профсоюза диспетчеров

В Котласе и районе есть большой неудовлетворенный спрос на перевозки. Многие годы к нам не летали, но сейчас, мы надеемся, что пойдёт первый рейс в северную столицу. Потом, наверное, будем летать и в столицу нашей Родины. И мы, как участники авиационного сообщества, и профсоюз в частности, зная людей, будем соучаствовать для того, чтобы перевозки в Котласе увеличивались, и это важно людям. Потому что мы работаем на благо людей.