Мне не для кого учить стихи…

Трагическая ситуация, в которой оказалась семья Котласа, стала предметом анализа на высоком судебном уровне. Виновник ДТП, которое стало причиной гибели главы семейства, возместит моральный ущерб ребенку, родившемуся уже после смерти отца.

В 2015 году Мария Григорьева потеряла самого близкого человека, своего мужа. Он погиб в дорожно-транспортном происшествии. Девушка на тот момент была на девятом месяце беременности.

 

Мария Григорьева

17 марта Сергея не стало. А Гриша родился 12 апреля. Очень желанный. Мы были в браке. Мы в 2014 году вступили в брак. То есть у нас все было запланировано. И еще другие дети планировались. 

 

Перед родами – трагедия — смерть мужа — накрыла ее с головой, нужно было хоронить любимого.

 

Мария Григорьева

Я максимально так скажем в руки себя взяла. Потому что уже был большой срок. 36-37 недель. То есть ребенок активно себя ведет. На какие-то стрессы он откликается. Я беспокоюсь, и он беспокоится. Я начинаю за него беспокоится. Я думала в тот момент, чтобы родить здорового, психически здорового ребенка. Потому что такую травму пережить нелегко. 

 

Сыну Сергея и Марии Грише (кстати это имя выбрал для мальчика отец) на днях исполнится восемь лет. С трех лет он начал задавать вопросы, ответить на которые Марии было сложно.

 

Как начал взрослеть годика в три-четыре начал задавать вопросы, где мой папа. Потому что наблюдал, как в садик приходят отцы за своими детьми. И вообще в окружении своем наблюдал, как ребята общаются с папами. К празднику 23 февраля нужно было готовить стихотворение, песни учить, участвовать в утренниках. Для него каждый раз это было проблемно. Он говорил: «Мне не для кого учить эти стихи». 

 

Мария долгое время говорила сыну, что его папа на небесах. Потом решила сводить ребенка на кладбище. Гриша очень скучает без папы. В семье остались личные вещи Сергея, в том числе и игрушка-талисман, которая всегда была у него в машине. Эту игрушку долгое время Гриша обнимал перед сном. Сын очень похож на отца. И внешне, и по характеру. Глаза у него папины. Он очень любознательный. Мальчик сейчас часто смотрит свадебные фотографии родителей и может только представлять встречу с отцом, которой никогда не будет.

 

Ну, обнял бы его. Ну поцеловал бы. Сказал бы, что я его очень люблю.

 

Во многом именно сын побудил Марию восставить справедливость. Девушка предъявила виновнику трагедии иск о компенсации морального вреда сыну, причиненного потерей отца.

 

Мария Григорьева

В котласском городском суде мой иск удовлетворили. А ответчик не согласился с суммой ущерба и направил кассационную жалобу в архангельский областной суд. И потом началась вся эта история длительная. Архангельский областной суд вынес решение – отказал мне в иске полностью. И началась последующая моя борьба. Третий кассационный суд в Санкт-Петербурге, Верховный суд и потом Конституционный суд в Санкт-Петербурге снова. 

 

Главной причиной неудовлетворения исков в судах послужило обоснование ответчика о том, что ребенок на момент гибели отца еще не родился, а значит моральный вред ему причинен не был.  То, что Гриша появился на свет спустя 26 дней после смерти папы и нуждается в нем, норма конституционного права не учитывала. В процессе разбирательства дела к Марии, а она работает юристом подключился Владимир Цвиль, известный в Котласе адвокат. С его помощью удалость изменить норму конституционного права.

 

Мария Григорьева

Это он мне предложил свою помощь. И дальнейшее сотрудничество в этом вопросе. Ему был интересен вопрос именно возникновения правосубъектности. Что такое правосубъект? Это человек или не рождённый еще объект. Ему как раз эта проблема… Он давно ее исследовал. 

 

Теперь виновник ДТП, а это был хороший товарищ Сергея, его коллега, которому он очень доверял, должен возместить моральный ущерб ребенку. Спустя восемь лет. Мария надеется, что изменение конституционной нормы поможет другим семьям, оказавшимся в подобной ситуации.