Речной вокзал.

 

Ты видишь Северную двину. Смотри как она разлилась. Противоположный берег затоплен. Это новый речной вокзал в Котласе.

 

Это кадры 1976 года. Таким увидел Котлас автор фильма «Отпуск на Родине» приехав в наш город. Речной вокзал тогда был действительно новым. Здание из стекла и бетона построили в 74-м. На месте старой деревянной пристани.

 

Сергей Гладких

кандидат исторических наук

Проект этот уникальный. Типовых речных вокзалов нет вообще. Потому что гидрологические условия у каждой реки разные. Отличительная особенность нашего речного вокзала это высокая железобетонная причальная стенка, которая прорезана двумя лестницами. Поскольку уровень Северной Двины в зависимости от сезона сильно меняется, и такая конструкция позволяла в любой момент времени причаливать теплоходам разной величины, разной осадки к пирсу нашего вокзала. 

 

Виктор Емельянов

капитан

Пассажирское движение было самое интенсивное. Было 4 больших теплохода двухпалубных пассажирских, которые приставали на речном вокзале. Это всегда праздник был, когда они приходили и уходили. Зори были полубыстроходные. Их не менее 15 штук было. Ракеты, которые сменили Полесье четыре. Движение было на реке как в сказке. 

 

Как вспоминает старый капитан тогда на Двине случались и пробки. Как на дороге. Избежать неприятных последствий помогало мастерство судоводителей. Но пассажирские теплоходы всегда были в приоритете. Ещё бы. Ведь в разгар навигации по реке перевозили людей не меньше чем железнодорожным транспортом.

 

Сергей Гладких

кандидат исторических наук

И здесь очень удачно сформировался комплекс привокзальной площади, когда можно было прибыв на поезде быстренько перебежать со своими чемоданами до речного вокзала, сесть на теплоход и отправиться куда-то в глубинку. Либо наоборот. 

 

Здесь стоит понимать, что 40 -50 лет назад в пик развития речного транспорта конкуренцию ему могла составить лишь малая авиация. Привычной сейчас сети автомобильных дорог ещё не было. Не было и такого количества личного транспорта. И добраться до удаленных населенных пунктов, особенно в период распутицы можно было только на самолете или по реке. Притом водный путь остается актуальным даже сейчас. Правда работает лишь одна линия до Тулубьево.

 

Виктор Емельянов

капитан

Уже населения как такового не существует, но дачи еще остались. Потому что у нас не на отдых ездят люди, а прожить чтобы. В основном пользуются социально незащищенные слои населения. Растят урожай, помогают сыновьям. Это старики. Это очень необходимая линия. Потому что весной как на острове люди остаются. Их оттуда не забрать. Даже при непредвиденных обстоятельствах. Это пожилые. Болезни у кого-то. Кого-то вывезти, кого-то завести. Медпомощь привезти. Это нужная линия.

 

Правда в последние годы пассажиры Афалины – судна которое работает на этом маршруте, отправляются в путь с 46 лесозавода, а не с причала речного вокзала. Вода оттуда ушла. Транзитный судовой ход проходит по левому рукаву Северной Двины. Такой официальный ответ предоставила администрация двинско-печерского бассейна.

 

Виктор Емельянов

капитан

То русло которое там проходило его замыло полностью.

 

Само здание речного вокзала уже много лет не используется по назначению. Совсем недавно здесь были увеселительные заведения, ресторан, гостиница. Теперь их двери заварены. Предприниматели тоже ушли отсюда. Исполин из стекла и бетона выставлен на продажу за 25 миллионов рублей. И пока желающих нет — продолжает разрушаться.

 

Дмитрий Дурапов

старший помощник Котласского межрайонного прокурора

Имеются разрушения фасада со стороны реки, не обеспечено исправное состояние вывесок и информационных конструкций, размещенных на здании, а также разбитые и сломанные окна и двери. В результате не обеспечено надлежащее ограничение доступа внутрь здания посторонних, в том числе несовершеннолетних.

 

Василий Волков

депутат городского Собрания

Ну конечно их тянет в такие места.

 

Попасть в здание действительно не составляет труда. Депутат округа Василий Волков даже выдвигал идею изъятия речного вокзала у собственника за ненадлежащее содержание. Но по гражданскому кодексу принудить делать ремонт или лишить имущества за бесхозяйственность в отношении объекта недвижимости в данном случае нельзя. Тогда зародилась новая мысль – выкупить пустующие площади, по аналогии с Домом молодежи, и создать здесь арт-пространство.

 

Василий Волков

депутат городского Собрания

Я понимаю, что здесь требуются большие вложения денег, но если вложить, то здесь можно сделать выставки, можно разместить речной музей. Всё-таки у нас было железнодорожное и речное движение, где у нас была – реки нету, где у нас история речного порта – нет. У нас вообще всё пропало. Почему бы нам всё это не разместить в речном вокзале. 

 

Эдуард Брессель

начальник Котласского речного училища, депутат городского Собрания

Мне бы, конечно, хотелось. Чтобы здание речного вокзала выглядело достойно. Хотелось бы чтобы берег реки Северная Двина был облагорожен, чтобы была набережная, по которой можно было прогуляться, отдохнуть, посмотреть на природу. 

 

Назар Острецов

студент Котласского филиала ГУМРФ им. Макарова

Также хотелось бы увидеть там катамараны, какие-то семейные праздники, мероприятия для детей, для взрослых.

 

Артем Никулин

преподаватель Котласского филиала ГУМРФ им. Макарова

В здании речного вокзала я в первую очередь хотел бы увидеть музей речного транспорта. Потому что и место такое располагающее. Хотелось бы чтобы в городе такое появилось. С древних времен какое было развитие речного и в том числе какой транспорт у нас здесь появлялся. 

 

Назар Острецов

студент Котласского филиала ГУМРФ им. Макарова

Модели теплоходов в точности копированные. Какие-то находки о теплоходах, какие-то исторические события.

 

Виктор Емельянов

капитан

На сегодня, мне кажется, там можно сделать музей флота. Музей работы реки.

 

Сергей Гладких

кандидат исторических наук

Большая проблема в том, что это здание если его использовать по любому назначению очень сложно содержать. Его проект подразумевает его использование в летнее время, а при круглогодичном использовании возникает проблема затрат на содержание этого здания. В первую очередь на отопление.

 

Но помимо содержания здания надо сначала решить вопрос покупки – денег у города на эти цели, понятно, нет. А идея, не подкрепленная рублем, не работает. Вдохнуть вторую жизнь в здание речного вокзала, чтобы он смог снова стать объектом транспортной инфраструктуры, могла бы программа по развитию судоходства на Северной Двине.  Но, о ее необходимости говорят уже много лет, а пока течет время речное течение намывает новые песчаные острова. Уводя судоходный ход всё дальше от Котласа. Однако не стоит забывать и еще об одном моменте. Особенно в связи с последними событиями, происходящими в мире.

 

Сергей Гладких

кандидат исторических наук

Река — это чрезвычайно важная коммуникация. Это единственный вид транспортной коммуникации, который невозможно уничтожить современными видами вооружения. Т.е. река будет функционировать как транспортная артерия всегда и при любых условиях. И вот это важнейшее стратегическое значение реки должно всегда учитываться.

 

Пока же на наш запрос в администрацию двинско-печерского бассейна о планах по дноуглублению Северной Двины мы получили лишь короткий ответ  – «Востребованные перевозки осуществляются в полном объеме».

 

Северная Двина. Видны боны. Между ними сплавляли лес и по элеватору поднимали, обрабатывали, грузили в вагоны. Отправляли на шахты, на стройки по всей стране.