Солдатские истории.

«В нас кидали факелы, но мы не стреляли в ответ». Сирия, Германия, Гвинея, Чехословакия. В канун дня Защитника Отечества мы расскажем истории тех котлашан, кто выполнял свой интернациональный долг по всему миру. Очевидцы военных событий, забавные и трагические истории – в нашем специальном материале.

Кидают из окон всё, что попало. И говорят: «Русский Ванька убирайся к своей Маньке!

 

Чехословакия, 1968 год. Советские войска входят в страну. СССР пытается не допустить потери контроля над Чехословакией. Начинается военная операция под названием «Дунай». Среди воинов-интернационалистов — 19-тилетний котлашанин Александр БЕлых.

 

Александр Белых

участник операции «Дунай»

В окнах люди стоят, с балконов кидают пакеты какие-то, факелы поджигают. Одни — вот так вот машут: «Русиш, привет». А другие кидают из окон всё, что попало. И говорят: «Русский Ванька убирайся к своей Маньке!

Ввод войск СССР в Чехословакию проходил практически без крупных столкновений. Местные жители сопротивлялись, в основном, устраивая диверсии.

В дома заходили, 08:40 командир взвода, Гейгер, заходит и говорит: без моей команды не входите. Потом мы узнали, что он приказывал жителю: пейте воду сами. Не отравите ли наших солдат?

«Из воспоминаний Александра БЕлых: ночью в некоторых домах Праги на балконы выходили голые женщины. Местные куртизанки. Наш командир, Гейгер, запрещал солдатам на них смотреть. А сам разглядывал их в бинокль».

Один случай.  Азербайджанец пошёл в туалет. В отхожее место. Как он туда прошёл… его в процессе мёртвым обнаружили. Автомат забыл. А штык-нож на поясе. Его же штык-ножом его и зарезали.

Александр выполнил свой интернациональный долг и в 1969 году вернулся в Котлас. Воспоминаний о службе осталось много.
Александр Белых

участник операции «Дунай»

Людей не стрелял. Но нужна была выдержка, потому что явные нападения были. Но не стрелял.

Там как бы немножко другой уровень жизни был…

Олег Елизаров в 1981 году попал по распределению в Германию. И до сих пор вспоминает, как прибыл в свою военную часть.

Олег Елизаров

ветеран ГСВГ

В Питере нам же выдали форму, она была намного больше размером. У меня шинель была чуть ли не до земли, рукава были подвёрнуты, пилотка закрывала уши. И вещмешок. И вот приезжает автобус к зданию. Ворота. Автобус открывается, меня просто нежно так выталкивают и говорят: «Иди служи». И дверь закрывается. Я не понял. Подхожу к воротам, они открываются. Такой накачанный парень, здоровый, берёт меня так за шинель – раз! Заносит за эти ворота, ставит. «Ну что боец, послужим?» А я стаю такой, в пилотке на уши: «Наверное».

 

Олег провёл в Германии два года. Служил на станции космической связи.

Олег Елизаров

ветеран ГСВГ

Когда меня привезли туда, на  узел связи я туда зашёл, я обомлел. Всё мигает, столько лампочек. Я сразу сказал: «Я не смогу». А мне сказали: «Куда ты денешься? У тебя два года, будешь как миленький заниматься этим делом».

 

«Из воспоминаний Олега Елизарова: старшее поколение немцев относилось к нам дружелюбно. А вот молодёжь нас не уважала. Они считали нас захватчиками страны».

Олег Елизаров

ветеран ГСВГ

Ну очень интересно было, конечно, увидеть, наших воинов за границей. И было очень интересно сравнить наших воинов. И, допустим, немецких воинов. Я могу сказать честно, прямо, что наши воины были намного лучше.

Среди котлашан немало тех, кто нёс службу в разных уголках мира. От Чехословакии и Албании – до Гвинеи и Сирии.

220-ый полк, Дамасский…

Виктор Юзефович попал в Сирию в 1982 году. Занимался установкой зенитно-ракетных комплексов С-200. Обучал сирийцев.

Виктор Юзефович

участник группы советских военных специалистов в Сирии

Тогда же не было ИГИЛа. Были братья-мусульмане. Но Хафез Асад с ними быстро разобрался по тем временам. Если попадался кто-то, то вырезали по седьмое колено всю родню. Быстро вывели весь этот бардак.

 

Виктор провёл в Сирии два года. В серьёзных военных конфликтах не участвовал, но повидал многое.

«Из воспоминаний Виктора ЮзефОвича: у солдатика одного крыша поехала. Он взял автомат. И расстрелял всю палатку со своими сверстниками».

Даже вернуться на Родину в 1984 году Виктору удалось не сразу. Шестой американский флот заблокировал водные пути.

Загрузили нас на турбоход в порту Тартус. А вокруг американцы стоят. Не выпускают нас. Подводные лодки. Авианосец «Эйзенхауэр». И там ещё неделю там торчали. Пока наши не пришли. Не разогнали эту шоблу американскую.

 

Виктор Юзефович

участник группы советских военных специалистов в Сирии

Ладно, пацаны. С праздником вас всех. Настоящие воины 23 февраля должны отмечать по-настоящему. Всем здоровья, долгих лет жизни.