100 лет на страже.


100 лет на страже стратегических объектов. Юбилей сегодня отмечает ведомственная охрана железнодорожного транспорта.  О тех, кто на посту в любую погоду, в любое время года, днём и ночью, — репортаж Нелли Филатовой.

 

1921 год. В России продолжается гражданская война. Хозяйство железных дорог на грани развала. Здесь пожары, грабежи и разбой. Между тем это стратегические объекты, потерять которые стране нельзя было ни в коем случае. Так, 9 декабря 1921 года по инициативе Феликса Дзержинского была создана вооружённая охрана путей сообщения.   Названия с тех пор будут меняться, но цель всегда будет одна.

 

Юрий Рогозин

начальник котласского отряда ведомственной охраны железнодорожного транспорта

Круглосуточно охраняем объекты железнодорожного транспорта. Задачи какие у нас сейчас? Они особо не меняются. Охрана особо важных объектов транспортной безопасности, охрана объектов железной дороги, имущества их, профилактика пожаров на железной дороге и тушение пожаров.

 

Формирование Котласского отряда ведомственной охраны началось в годы Великой Отечественной войны. Город тогда превратился в крупный транспортный узел. Через него на фронт доставляли уголь, древесину и топливо. В декабре 1941 года из Воруты в Москву ушёл первый эшелон печёрского угля по железнодорожному мосту через Малую Северную Двину.

 

 

Сейчас он проступает в тумане, как немой свидетель почти вековой истории. В мирное время здесь не ожидают диверсий и разбоя. Но всё также пристально вглядываются вдаль люди на постах.

 

 

Сергей Шехонин

начальник стрелковой команды по охране искусственного сооружения станции «Котлас»

С 51-го года мы взяли этот мост под охрану. До этого он охранялся войсковой частью. Это же единственная дорога, которая идёт в сторону Воркуты. Вот насколько это стратегический объект. На нашем участке Коноша-Воркута — это самый длинный мост. Его протяжённость составляет 947 метров. Высота — 18 метров.

 

 

Сменяющий караул с поставленной задачей справился. В караул заступают — начальник …пост номер 2 — Седелков. — Я!

 

Развод караула — и по постам. В любую погоду, в любое время года, днём и ночью. Салатовый жилет поверх формы, автомат на плечо — стрелки готовы.  Впереди — 4 часа непрерывного наблюдения. Потом — снова смена караула.

 

 

Николай Махин

стрелок стрелковой команды по охране искусственного сооружения станции «Котлас»

Лёгкого здесь ничего нет совершенно. Тяжёлая, напряжённая зрительная работа. На пределе всё время глаза.

Анатолий Ершов

стрелок стрелковой команды по охране искусственного сооружения станции «Котлас»

Мы-то начинали. Сейчас будки хорошие построены, рубленные. а раньше были щитовые. Ночью промерзало. Стоишь — вверху тепло, а снизу.

 

При этом работают здесь некоторые по двадцать лет и больше.  Территория моста — запретная зона (файл 3434). Нарушителей — задерживают. Выявляют неисправности поездов и железнодорожного полотна. А иногда, как Юрий Чистов, и жизни спасают. На его груди медаль «За спасение погибавших». Но он, как истинный герой, крайне скромный.

 

 

Юрий Чистов

стрелок стрелковой команды по охране искусственного сооружения станции «Котлас»

Просто дети тонули, вытащил. — Сколько детей? — Двоих. Тут недалеко, на той стороне, между мостами.

 

 

У Рашида Кяримова такая же медаль. Тоже за спасение двух жизней. Только не из воды, а из огня.

 

Рашид Кяримов

заместитель начальника пожарного поезда

Пока ребята разворачивались, я успел зайти, выбить дверь, зайти в помещение. Активно горела кухня. Люди, которые там были, мама с сыном, находились в другом помещении. Я подполз, их нашёл и вытащил обоих. Женщина была почти без сознания, я волоком её вытащил. Мальчик держался за меня.

 

В ведомственной охране железнодорожного транспорта он тушит пожары уже 46 лет. Долгие годы — на пожарном поезде. Это ещё одно подразделение ведомственной охраны на территории Котласа.

 

Тут для работы всё — телефонная связь, радиостанция с железной дорогой, радиостация с МЧС России и прямой телефон.

 

Пожарный поезд служит в первую очередь для тушения пожаров на железной дороге. Как на стационарных объектах, так и в подвижном составе. Он наготове в любое время года. Цистерны с запасом воды — до 180 тонн, зимой она ещё и подогревается.

 

Рекордный выезд пожарного поезда — 13-14 год. 36 раз выезжали на лесные пожары.Не успевали заправиться водой и уезжали сразу. Заправились — уехали.

 

В условиях железной дороги, где часто подразделения МЧС подъехать к месту просто не могут, такой поезд является единственным, кто может реально потушить пожар.

 

Владимир Смотрин

заместитель по пожарно-технической части начальника котласского отряда ведомственной охраны на Северной железной дороге

В лесу, в районе станции Светик горело небольшое здание. Туда, кстати, подъезда никакой технике не было. Была вероятность лесного пожара от горения этого здания. В 19-м году пожарный поезд участвовал в ликвидации аварийной ситуации с опасным грузом. Кислота текла из вагона.

 

Ещё одно подразделение ведомственной охраны на территории Котласа –стрелковая команда станции «Сольвычегодск». И оно самое многочисленное — 92 человека. Стрелковая команда охраняет объекты и перевозимые грузы на своём участке.

 

Виталий Харламов

начальник стрелковой команды на станции Сольвычегодск

Пять охраняемых объектов в парке станции, станция Сольвычегодск, объекты стационарные, пост ЭЦ и отделения региона Северной железной дороги. Узел связи и совместная специализированная группа с линейным отделом. На всём участке работает.

 

В этом году работниками стрелковой команды предотвращено 18 хищений с объектов железной дороги. Кроме того, постоянно находятся любители походить по жд-путям. Их в этом году было более 5 тысяч. И тут — либо предупреждение, либо административный протокол.

 

Сегодня ведомственной охране железнодорожного транспорта ровно 100 лет. В следующем году 80 лет исполнится котласскому отряду. Защита железных дорог всегда была миссией особой. Будь то годы революции, военное или мирное время. Стрелки и пожарные всегда стояли на стаже важнейших, стратегических объектов страны. Их работа почти всегда скрыта от посторонних глаз — за высокими заборами, колючей проволокой на разветвлённой сети жд-путей. Но, как они сами признаются, если их не видно, значит свою работу они делают хорошо.

 

 

Юрий Рогозин

начальник котласского отряда ведомственной охраны железнодорожного транспорта

В этот знаменательный день и год хочу пожелать всем работникам ведомственной охраны качественного выполнения своих обязанностей. Желаю всем добра и здоровья. Всех поздравляю с днём ведомственной охраны. Хочу сказать — ура!