Платье красно за реку видно.


Ещё Козьма Прутков говорил: «Что есть лучшего? –Сравнив происшедшее, свести его с настоящим». Как воплощение этих слов явилось создание коллекции одежды «Квакушки» в рамках проекта по проведению детско-юношеской краеведческой экспедиции «Платье красно за реку видно». На её презентации в Сольвычегодске побывали мои коллеги.

 

Проект реализован в рамках президентского гранта для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. Который Муниципальная библиотечная система Котласского района выиграла в июне этого года. Сумма гранта составила миллион рублей. Целью проекта является интеграция русской культуры в современную молодежную моду.

 

Мария Лахтионова

сотрудник библиотечной системы Котласского района

Участниками проекта являются сотрудники Сольвычегодского историко-художественного музея, театр моды «Каприз» г. Архангельск, непосредственно сами участники этой экспедиции, сотрудники библиотечной системы Котласского района и жители муниципального образования Сольвычегодское.

 

Проект проходил в три этапа. В рамках подготовительной части создали программу экспедиции, изучили традиции, нашли заинтересованных людей.

 

Мария Лахтионова

сотрудник библиотечной системы Котласского района

Сама экспедиция проходила пять дней. С 17 по 22 сентября. Девчонки приезжали и пять дней они жили в Сольвычегодске. Не покладая рук, искали материалы, обрабатывали, создавали эскизы моделей.

 

Участникам экспедиции немало пришлось потрудиться в архивных фонах Сольвычегодского музея. Где они познакомились с традициями золотого шитья, ткачества, особенностями женского платья Сольвычегодского уезда 18-19 веков. Была поездка на этнографическую встречу с жителями деревни Гусиха. (картинки из экспедиции). Собранный материал лёг в основу тканевой книги «Старинные элементы в современном ансамбле».

 

Мария Лахтионова

сотрудник библиотечной системы Котласского района

Когда девчонки приехали в Сольвычегодск и начали работать в экспедиции. Им интересно, они искали информацию, они обрабатывали информацию, они зарисовывали эскизы самих элементов, искали какие-то точки, трогали в архивных фондах ткань, костюмы. которые нельзя простому человеку в руки взять. И когда они уже обработали всю информацию, они получили материал, они уже начали творить.

 

Объемные в пол рукава, расшитые жемчугом балаклавы, украшения, необычные сарафаны и рубахи. Старинному костюму- современное видение.

 

Софья Скороходова

участник творческой группы проекта «Красно платье за реку видно».

Мы очень активно изучали костюм Русского Севера в Сольвычегодске. Общей такой темой у нас стала сказка о царевне-лягушке и к ней мы уже подключали и озёра жемчужные солёные. Мы вдохновлялись пейзажами Сольвычегодска. Конечно, не обошлось без костюма. И важными элементами стали вышивка, узоры различные, которыми издавна украшали изделия русского костюма. То есть это головные уборы, фартуки и так далее.

 

В коллекции присутствуют глубокие изумрудные оттенки, напоминающие купола Благовещенского собора и Веденского монастыря. Фактура и цвет навеяны гаммой лесных озер, дополненные узорами парчи и жемчужным перламутром.

 

Софья Скороходова

участник творческой группы проекта «Красно платье за реку видно».

Нас очень привлек элемент, который называется лягушка. Он о женской силе. Но не столько о её мощи, сколько о желании…, о характере женщины. Нам показалось соотнести это с образом сольвычегодской приплывухи. Это потенциальные невесты, которые приезжали в Сольвычегодск искать себе богатых успешных женихов.

 

Элементы старинного костюма были связаны с современным стилем. В первую очередь были использованы и переработаны сарафаны, коротёны, душегреи, рубахи, нагрудники и рубахи-долгорукавки. В них когда-то будущие невесты перед замужеством танцевали свой прощальный танец.

 

Светлана Чиркова

руководитель театра моды «Каприз», г. Архангельск

Сегодня, когда мы все наблюдаем засилье западной культуры, глобализацию чего только можно, переход в цифровые, дистанционные форматы очень многих сфер нашей деятельности, снижение ценностей как таковых и ручного труда. Поэтому, я с большим уважением отношусь к тем мастерам, которые двигают и сохраняют, популяризируют это направление.

 

Коллекция «Квакушки» теперь будет представлена в театре моды «Каприз» в Архангельске. Демонстрировать её широкой аудитории планируется на различных конкурсах и показах.