Автомобильному мосту 20 лет # 2


Продолжаем серию сюжетов посвященных 20-ти летнему юбилею Котласского моста. Как строили путепровод. На какие средства велись работы. Кто поддерживал идею. Воспоминания участников записал Александр Фомин

 

Сказку сделали былью. Конечно не в такие сжатые сроки, да и материалы тут совсем другие – мост железобетонный, но все же то, что он связал левый и правый берег Северной Двины многие, особенно те, кто непосредственно участвовал в строительстве, считают чудом. На рубеже веков, в непростые для страны годы такое глобальное строительство на севере России казалось невообразимым, но все же свершилось.

 

Александр Шашурин

экс-мэр г. Котлас

В подготовке, в пробивании этого вопроса занимался Павел Николаевич Балакшин, тогда глава администрации Архангельской области, и наши главы – Котласского района Евгений Александрович Лахтионов и Котласа Виктор Прохорович Зверев. Я считаю, что это их колоссальная заслуга в подготовке строительства моста.

 

Дальше всё завертелось в формате, как сейчас говорят, государственно-частного партнерства. Было создано Акционерное общество. Изначально планировалось, что проезд по мосту будет платным.  В консорциум вошли как крупные предприятия региона, так и индивидуальные предприниматели заинтересованные в постоянной переправе.

 

Сергей Лиханов

предприниматель

Наше предприятие доставляло тогда молочную продукцию, и колбасную из Кич-городка

 

40 учредителей.  Бизнес вкладывал свои средства в обмен на акции, администрации города и района выделили земельные участки. Область курировала весь процесс. В итоге в 1996 году приступили к строительству.

 

Строительство велось на протяжении 5 лет. Было сложно. Средств не хватало. Выпускались дополнительные акции. Стоимость проекта, если пересчитать по нынешнему курсу составляла порядка 6 миллиардов рублей.  Сейчас – огромные средства, в те временя, когда зарплаты не платили по полгода – колоссальные. Мост обеспечивал рабочими местами и заказами. К примеру, вот эта ферма первого пролета была изготовлена на Лимендском судоремонтном заводе.

 

Борис Вьюхин

экс-директор ОАО «Лимендский судостроительно-судоремонтный завод»

У нас с работой в то время туго было. Своих заказов вообще не было.  Для нас это простое дело. Построить корпус судна или мост. Мост проще. Но ответственность!

 

Большую поддержку в строительстве оказал Анатолий Ефремов. Губернатор Архангельской области. Лично лоббировал проект в высоких московских кабинетах, контролировал ход работ на месте.

 

Александр Шашурин

экс-мэр г. Котлас

Он стройку контролировал постоянно. И колоссальная заслуга, что не остановили, не заморозили строительство это, конечно губернатора Архангельской области Анатолия Ефремова.

 

В итоге 2го октября 2001 года мост был сдан. Коммерческий проект свернут. Сооружение перешло в собственность государства, и вопрос о платном проезде был закрыт.

 

Александр Шашурин

экс-мэр г. Котлас

И я до сих пор помню, когда было открытие моста, ко мне подходят люди, говорят, Александр Иванович, правда, что мост будет бесплатным? Я говорю, ребята, правда! Садитесь в машины и поезжайте!

 

 

Сергей Лиханов

предприниматель

То что он построен, и где-то метр, может 2-3 это непосредственно наше. Нашего предприятия. Т.ч.  конечно, гордость. Гордость, что такое большое строительство. На самом деле. Колоссальное. И развитие дано и нашему городу и всему северу. Всему! До Коми! Ведь это единственный красавец, который построен. Очень классно!